Ишакский детский дом

Ишакский детский дом начал функционировать в Чебоксарском (бывшем Ишлейском) районе с августа 1943 года в с. Ишаки. Тогда из блокадного Ленинграда было эвакуировано сюда более 100 детей из трех детских домов г. Ленинграда: детского дома № 73 Невского района, № 9 и № 43 Выборгского района. Первым директором Ишакского детского дома был назначен Андреев Василий Иванович, директор эвакуированного из Ленинграда детского дома. Детей эвакуировали по-разному, некоторых перевозили поездами, других на кораблях. Из воспоминаний эвакуированного В.И. Феофанова: «Нас увозили из Ленинграда ночью, на большом военном корабле. Почему я помню, что на военном? Был полет самолетов. С корабля по ним били зенитки. Мы испугались, хотя и привыкли уже к обстрелам.… Многие плакали, еще там, на причале. Самых маленьких моряки несли на руках. Причал был высокий, на сваях, а между досок щели, ну в два – три пальца шириной. Казалось, что вода далеко-далеко внизу, а щели казались большими. Только страшно было, вот и плакали. Мне шесть лет тогда было».
    В Чувашии дети приехали в мирное село. Здесь не рвались бомбы и снаряды, не нужно было спускаться в бомбоубежище и ждать отбоя тревоги. Но ребятам было особенно трудно привыкнуть к мирным дням, отдаться всецело детским играм, увлечениям. Их собрали из разных детских домов. Война сделала свое дело: забрала у некоторых родных и близких, сделала их сиротами. Теперь им надо было учиться жить всем вместе, помогать друг другу, привыкать к тяготам жизни, даже в такой ранний для них возраст. Детский дом работал с полным плановым контингентом, который затем был доведен до 120 воспитанников. Юные ленинградцы пополнили семью тружеников колхоза. В осажденном Ленинграде они прервали учебу, а теперь школьные уроки снова возобновились. Учились они в Ишакской средней школе. Жили в двух зданиях, питались в своей столовой. Каждый урок в школе проходил сразу для двух групп учеников. Учитель поочередно объяснял предмет каждой группе: на русском языке - для одной и на чувашском языке - для другой группы. Когда становилось темно, они зажигали лучины, коптилки из ваты. Писали углем или самодельными чернилами. Чернила приготовляли из дубовых шишек. Вести уроки на двух языках и для двух групп было сложно не только для учителей, но и для учеников. Хотя и в этом были свои плюсы. Местные ребята учились русскому языку, новички же приобщались к языку чувашскому. Ребята постепенно привыкали к мирной жизни. Здесь им было значительно легче, чем в блокадном Ленинграде. Но и в Ишаках не все было гладко: холод и голод. Колхоз, как и вся Чувашия, да что там -  вся страна, работали на фронт. Ребята понимали, что все это для победы и помогали своим трудом приблизить этот час. Они помогали убирать урожай, собирали грибы, орехи, крапиву. Девочки работали в швейной мастерской. 
С марта 1944 г. по август 1948 г. директором детского дома работал, демобилизовавшийся из армии, инвалид Великой Отечественной войны Сорокин Василий Ефимович.

     В 1946 г. был брошен клич: «Ленинград собирает своих детей!». За ребятами приезжали вернувшиеся с фронта родственники. У кого нашлись родители, родные, тех забирали. Количество детей в детском доме постепенно уменьшалось, и тогда стали принимать местных детей, которые остались без родителей. Окончив школу, старшеклассники покидали детский дом. В детском доме осталось 73 ребенка, у которых никого не было и не нашлось родных. Количество детей в детских домах после войны началось уменьшаться, и их начали объединять.

Воспитанников Ишакского детского дома в августе 1948 г. перевели в с. Калинино, там объединили воспитанников из трех детских домов: Покровского, Ишакского и Бичурга-Боишевского. Ишакский детский дом перестал существовать. 

В 1983 г. в с. Ишаки, в двухэтажном здании бывшего детского дома, был открыт краеведческий музей. Ишакский краеведческий музей – это не только хранилище более трех тысяч экспонатов, а так же экспозиции  и фотографии, рассказывающие о замечательных людях этого края.